спортивная гимнастика вред или польза

http://www.happy-giraffe.ru/upload/userfiles/images/2012/03/21/0_49e46_cd8638a5_L.jpg

Художественная гимнастика: вред или польза

В последнее время пошла мода на художественную гимнастику. Сотни мамаш приводят своих девочек в кружки по этому виду спорта и мечтают о том, что их дочка когда-нибудь станет знаменитой гимнасткой. Но прежде, чем повести девочку по этой дороге, хорошо подумайте над тем, насколько это будет сложно, стоит ли успех всего того, через что Вашей дочке придется пройти.

Вред или польза?

До семи лет девочек просто растягивают и учат их слышать музыку, развивают чувство ритма. Будьте готовы к тому, что растяжку будут заставлять делать снова и снова, через «не хочу», через «устала», через «не могу». Многие дети не выдерживают этого. Хотя все знаменитые гимнастки прошли через тоже самое, они справились они устояли. Так что возможно и Ваша дочка будет такой же целеустремленной и добьется успехов. Но достичь вершин можно только с очень хорошей растяжкой, она должна это понимать.

Врачи говорят о том, что профессиональные занятия гимнастикой очень пагубно сказываются на здоровье спортсменов, почти каждая из них страдает от болезней позвоночника, суставов и коленей. А вот художественная гимнастика, как хобби пойдет только на пользу растущему организму, в том числе сердечно-сосудистой, вегетативной и дыхательной системе.

Также не следует забывать о психологическом аспекте. Вам, наверное, известно, что насколько важна для гимнастки приятная внешность. Поэтому, если девочка склона к полноте, лучше не отдавать ее на этот вид спорта. Впереди ее будет ждать жесточайшая диета, которая порой просто нарушает психику подростков.

Какой возраст считается оптимальным, для начала занятий художественной гимнастикой?

В возрасте до 5 лет отдавать девочку в такой кружок смысла нет, и, скорее всего, вас даже и не возьмут пока в кружок. Маленьким детям очень сложно объяснять технику движений и с ними очень непросто работать. Оптимальный возраст 5-6 лет.

http://sport.mycityua.com/images/thumbs/com_k2/3586/thumbl_650x300.jpg

Спортивная Украина — национальный портал

Формула 1. Лучшие команды и гонщики сезона

Можно сказать, что уже отьезжено 11 гонок этого сезона. Он стал очень сложным для многих команд-участниц в гонках. И в итоге…

ФИФА не изменит своего решения о проведении ЧМ-2018

ФИФА дала комментарии на счет заявлений о бойкоте Чемпионата Мира по футболу 2018, что будет проходить в Российской Федерации.

Подписаться на новости

Спортивная гимнастика: польза и вред

Многие девочки хотят заниматься спортивной гимнастикой. А их родители нередко настроены против подобного желания. Почему? Не может спортивная гимнастика вредит здоровью ребенка?

Преимущества и недостатки гимнастики

Начнем, естественно, с преимуществ: хочется слышать хорошее перед тем, как узнать обратную сторону.

Спортивная гимнастика помогает:

  • Развить гибкость и укрепить вестибулярный аппарат – ребенок, занимающийся гимнастикой , имеет хорошую физическую форму и отличную фигуру, а это важно для девочек .
  • Развить смелость – практика показывает: после регулярной «борьбы» с высоченными перекладинами, кольцами и прочим спортивным инвентарем ребенок уже не боится сложностей. А смелость в жизни пригодится и если дитя отправит форму далеко в шкаф, а перечисленные перекладины и кольца начнет обходить.
  • Обеспечить хорошее будущее и любовь «публики» — восхищение друзей, знакомых и родных, соревнования и медали – это ребенку определенно обеспечено. А старательный ребенок в идеале может стать олимпийским чемпионом. Возможно, Ваше дитя станет будущим победителем олимпиад.

Но не забудем о недостатках гимнастики, а они, естественно, имеются.

Во-первых, к сожалению, не любой ребенок, пусть с огромной любовью к гимнастике , может стать гимнастом. Этот вид спорта выдвигает достаточно жесткие требования, а им легко не соответствовать. Фактически тренер соответственной секции обязательно требует наличие справки о пройденном медосмотре. И не думайте, что это формальность. Если ребенок имеет заболевания позвоночника и прочие ортопедические заболевания, заболевания сердца, близорукость или астму, гимнастикой заниматься он не сможет.

Во-вторых, врачи отмечают: гимнастика, занятия которой достаточно сильно воздействуют на позвоночник, замедляет рост человека. И когда ребенок достаточно низкий, возможно, стоит подумать над занятиями иным видом спорта.

В-третьих, гимнастика, как известно, вещь травматическая. И если ребенок невероятно аккуратно и с особой осторожностью занимается гимнастикой, не значит, что потенциально защищен от травм. Гимнастов с опытом начнет одолевать мышечная боль, боль в позвоночнике, а после ежедневных занятий они начнут страдать от усталости. Вот многие родители не хотят отдавать собственного ребенка на занятия гимнастикой. Они переживают за здоровье и психологическое состояние.

Спортивная гимнастика Спортивная гимнастика: польза или вред? — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемtumbarla-school.ucoz.net

Похожие презентации

Презентация на тему: » Спортивная гимнастика Спортивная гимнастика: польза или вред?» — Транскрипт:

1 Спортивная гимнастика Спортивная гимнастика: польза или вред?

2 Проблемы Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формирование здоровья учащегося. Обязательная форма физической культуры в школе – уроки физической культуры на которой нет: Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формирование здоровья учащегося. Обязательная форма физической культуры в школе – уроки физической культуры на которой нет: — заинтересованности спортивной гимнастикой учащихся; — недостаточный уровень теоретических знаний учащихся; — нет заинтересованности родителей в занятиях их детей в спортивной гимнастики. Низкий уровень преподавания спортивной гимнастики в учебных заведениях, малообеспеченность инвентарем. Низкий уровень преподавания спортивной гимнастики в учебных заведениях, малообеспеченность инвентарем. Результат этого — низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Результат этого — низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков.

3 Цели и задачи Изучить уровень физической активности учащегося в школе с целью повышения уровня здоровья. (младшее и среднее звено) Изучить уровень физической активности учащегося в школе с целью повышения уровня здоровья. (младшее и среднее звено) Привлечь внимание родителей к занятию детей спортивной гимнастикой Привлечь внимание родителей к занятию детей спортивной гимнастикой Открыть секцию «Спортивная Гимнастика» на базе школы. Открыть секцию «Спортивная Гимнастика» на базе школы. Участие в районных соревнованиях по спортивной гимнастики Участие в районных соревнованиях по спортивной гимнастики Укрепление и сохранение здоровья учащихся Укрепление и сохранение здоровья учащихся

4 Форма работы п/п Планируемое мероприятиеСроки проведения Ответственные 1Закупить необходимый для спортивной гимнастики инвентарь сентябрь- декабрь 2010 года Администрация школы 2Открыть секцию «Спортивная Гимнастика» на базе школы сентябрь 2010 года Учитель физкультуры Ямалетдинов Э.И. 3Изучение двигательной активности школьников во время занятий в школе и в свободное время декабрь май 2011г Учитель физкультуры Ямалетдинов Э.И 4Проанализировать с помощью статистических сведений уровень заболеваемости в школе с 2006 по 2009 г. до мая 2011 гУчитель физкультуры Ямалетдинов Э.И., работник фельдшерского пункта 5 Изучение влияния различных видов физических упражнений на здоровье школьников сентябрь 2010-май 2011г Учитель физкультуры Ямалетдинов Э.И 6 Широкое использование информации о спортивной гимнастике (история гимнастики, правила, судейство, ведущие гимнасты) в течение года Учитель физкультуры Ямалетдинов Э.И

5 История спортивной гимнастики Гимнастика (от греческого «гимназо» — обучаю, тренирую) — система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, — служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания — бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет. Гимнастика (от греческого «гимназо» — обучаю, тренирую) — система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, — служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания — бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

6 С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья. С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

7 Статистика травм в спортивной гимнастике. Спортивная гимнастика — неконтактный вид спорта, тем не менее относительно травмоопасный, особенно для девушек. Однако по количеству травм спортивная гимнастика значительно уступает контактным видам спорта, таким как бокс, хоккей с шайбой и др. Исследование, проведенное на основе обращений гимнастов в возрасте 6-17 лет в отделения скорой помощи США, показало, что на 1000 гимнастов приходится 4.8 травм в год, причем в возрасте лет их происходит больше (7.4), чем у более молодых спортсменов 6-11 лет (3.6) [1]. Также в этом исследовании было показано, что наибольшее количество травм в спортивной гимнастике получают девочки — среди всех зарегистрированных травм на их долю приходится 82.1% травм (рис.10). Очевидно именно с этим связан тот факт, что большинство эпидемиологических исследований описывают только травмы гимнасток 4. По данным одного из этих исследований на одну гимнастку приходится 3.64 травмы в год [4]. В других исследованиях показано, что уровень травм гимнасток находится в пределе травм на 1000 часов спортивной деятельности [2]. В двух других исследованиях уровень травм рассчитывается на 1000 занятий (тренировок и соревнований) и составил в одном из них 8,5 травм [2] и около 8 во втором [3]. Спортивная гимнастика — неконтактный вид спорта, тем не менее относительно травмоопасный, особенно для девушек. Однако по количеству травм спортивная гимнастика значительно уступает контактным видам спорта, таким как бокс, хоккей с шайбой и др. Исследование, проведенное на основе обращений гимнастов в возрасте 6-17 лет в отделения скорой помощи США, показало, что на 1000 гимнастов приходится 4.8 травм в год, причем в возрасте лет их происходит больше (7.4), чем у более молодых спортсменов 6-11 лет (3.6) [1]. Также в этом исследовании было показано, что наибольшее количество травм в спортивной гимнастике получают девочки — среди всех зарегистрированных травм на их долю приходится 82.1% травм (рис.10). Очевидно именно с этим связан тот факт, что большинство эпидемиологических исследований описывают только травмы гимнасток 4. По данным одного из этих исследований на одну гимнастку приходится 3.64 травмы в год [4]. В других исследованиях показано, что уровень травм гимнасток находится в пределе травм на 1000 часов спортивной деятельности [2]. В двух других исследованиях уровень травм рассчитывается на 1000 занятий (тренировок и соревнований) и составил в одном из них 8,5 травм [2] и около 8 во втором [3].

8 Ведущие гимнасты России Светла́на Васи́льевна Хо́ркина (род. 19 января 1979 года, Белгород, СССР) знаменитая российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. Заслуженный мастер спорта России (1995). Светла́на Васи́льевна Хо́ркина (род. 19 января 1979 года, Белгород, СССР) знаменитая российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. Заслуженный мастер спорта России (1995).19 января 1979 годаБелгород СССРгимнастка Заслуженный мастер спорта России января 1979 годаБелгород СССРгимнастка Заслуженный мастер спорта России1995

9 Алексей Юрьевич Немов (родился 28 мая 1976 года в пос. Барашево, Мордовия, СССР) знаменитый российский гимнаст, 4- кратный олимпийский чемпион. Алексей Юрьевич Немов (родился 28 мая 1976 года в пос. Барашево, Мордовия, СССР) знаменитый российский гимнаст, 4- кратный олимпийский чемпион.28 мая 1976 года БарашевоМордовия СССР российскийгимнаст28 мая 1976 года БарашевоМордовия СССР российскийгимнаст

10 Количество травм у гимнастов разного пола и возраста Количество травм у гимнастов разного пола и возраста

11 –Необходимое условие гармоничного развития личности школьника – ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

12 Двигательная активность учащихся среднего звена занимает только % времени суток! Двигательная активность учащихся среднего звена занимает только % времени суток!

13 Посещаемость кружков спортивной гимнастики в г. 6 класс – 33% 6 класс – 33% 7 класс – 20% 7 класс – 20% 8 класс – 13% 8 класс – 13% 9 класс – 40% 9 класс – 40% 10 класс – 25% 10 класс – 25% 11 класс – 15% 11 класс – 15%

14 Повышение мотивации учащихся на уроках спортивной гимнастики Открытие секции «Спортивная Гимнастика» на базе школы в новом учебном году. Открытие секции «Спортивная Гимнастика» на базе школы в новом учебном году. Проведение Дня открытых дверей секции «Спортивная Гимнастика». Проведение Дня открытых дверей секции «Спортивная Гимнастика». Агитация здорового образа жизни: Агитация здорового образа жизни: — привлечение гимнастов района на внеклассные мероприятия; — наглядные пособия (стенды, видеофильмы) в школе с биографиями и положительными результатами олимпийских чемпионов России. — проведение теоретических бесед о спортивной гимнастике

15 Отношение учащихся к здоровому образу жизни Положительное, веду ЗОЖ -86% Положительное, веду ЗОЖ -86% Положительное, не веду ЗОЖ- 12% Положительное, не веду ЗОЖ- 12% Отрицательное -2% Отрицательное -2%

16 Отношение учащихся к предмету «Физическая культура» Положительное, занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 23% Положительное, занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 23% Положительное, не занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 27% Положительное, не занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 27% Отрицательное — 50% Отрицательное — 50%

17 Отношение учащихся к спортивной гимнастике в учебном году. Положительное, занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 10% Положительное, занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 10% Положительное, не занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 73% Положительное, не занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 73% Отрицательное — 17% Отрицательное — 17%

18 Отношение учащихся к спортивной гимнастике в учебном году Положительное, занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 27% Положительное, занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 27% Положительное, не занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 73% Положительное, не занимаюсь дополнительно в спортивных кружках — 73% Отрицательное — 0% Отрицательное — 0%

19 Проект занятий спортивной гимнастикой с оздоровительной направленностью.

20 Основная часть занятий по спортивной гимнастике Основная часть урока Обучающий блок Основные задачи- изучение техники гимнастических упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр, формирование физкультурных знаний. Оздоровительно-развивающий блок Основные задачи – оптимизация функционального состояния организма занимающихся, развитие физических способностей

21 Структура основной части занятий следующая Содержание учебного материала Изучение базового вида Основные задачи урока Спортивная Гимнастика Игры Фронтальный, групповой методы Используемый метод

23 Содержание упражнений на станциях во второй четверти. СтанцияУпражнения 1 1.Упражнения на силовых тренажерах по методу «круговой тренировки» 2.Физические упражнения локального действия: — противодействие партнера; — с внешним сопротивлением (гантели, гири 8 кг, 16 кг) — Упражнения с внешним отягощением, равным весу собственного тела (подтягивание на перекладине из виса и из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и отжимание в упоре на брусьях); — Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. 3. Комплексы ритмической гимнастики Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мальчики) 2. Кувырок вперед и назад (мальчики и девочки) 3. Длинный кувырок вперед (мальчики) 4. Стойка на голове и руках с помощью (мальчики) 5. «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки) 6. Акробатические комбинации: 1) Мальчики: — Из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках, стойка на голове и руках, упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь прыжком упор присев 2) Девочки:

24 3 — Из положения стоя «мост», поворот в упор стоя на правом колене, упор присев, кувырок вперед, кувырок назад в стойку на лопатках, переворот назад в упор присев 7. Упражнения на средней и высокой перекладине (мальчики): — из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; — подъем завесом вне 8. Упражнения на параллельных брусьях (мальчики): — подъем махом назад и сед ноги врозь; — махи в упоре на руках с разведением ног над жердями 9. Комбинация на гимнастическом бревне (девочки): — Из виса на нижней жерди (н.ж.) толчком на подъем в упор на верхнюю жердь (в.ж.); — Из упора на н.ж. опускание вперед в вис присев; из виса присев на н.ж. махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в.ж.; вис лежа на н.ж., сед боком на н.ж., соскок. 1.Прыжки через скакалку. 2. И.п.- полувыпад правой. Прыжком смена положения ног 3. И.п.- о.с.1- прыжком ноги врозь, руки вверх;2-и.п.

25 4 1.И.п.- стойка ноги врозь.1-руки через стороны вверх,вдох; 2-руки через стороны вниз, выдох. 2. И.п.- о.с.1-4 – вдох через нос; 5-8 – выдох через рот. 3. И.п.- о.с. 1-8 – вдох через нос; 9-16 – выдох через рот. 4. И.п.- сойка ноги врозь. 1- руки через стороны вверх вдох; 2- с наклоном вперед руки через стороны вниз, выдох. 5. грудное дыхание. 6. Диафрагменное дыхание. СтанцияУпражнения5 1. И.п – упор лежа на опоре (до 40см). Сгибание и разгибание рук. 1. И.п – упор лежа на опоре (до 40см). Сгибание и разгибание рук. 2. И.п.- стойка ноги врозь. Приседания. 3. И.п.- сидя на гимнастической скамейке продольно, руки за голову, ноги закреплены. Наклон назад, вперед. 4. И.п.- лежа на животе на гимнастической скамейке продольно, руки за голову. Прогибания туловища. 5. И.п.- Смешанный вис. Сгибание, разгибание рук. 6.И.п.- упор лежа сзади на гимнастичесой скамейке. Сгибание, разгибание рук.

26 Ожидаемые результаты Приобретение необходимого инвентаря для секции «Спортивная Гимнастика» — сентябрь-декабрь 2010 года. Приобретение необходимого инвентаря для секции «Спортивная Гимнастика» — сентябрь-декабрь 2010 года. Работа секции «Спортивная Гимнастика» на базе школы с охватом 50 детей– сентябрь 2010 года. Работа секции «Спортивная Гимнастика» на базе школы с охватом 50 детей– сентябрь 2010 года. Повышение спортивного мастерства в спортивной гимнастике. Повышение спортивного мастерства в спортивной гимнастике. Повышение гибкости, ловкости, координации, быстроты учащихся, скоростно-силовых качеств. Повышение гибкости, ловкости, координации, быстроты учащихся, скоростно-силовых качеств. воспитание трудолюбия, интереса к занятиям спортивной гимнастикой. воспитание трудолюбия, интереса к занятиям спортивной гимнастикой. Воспитание разрядников. Воспитание разрядников. Подготовка победителей. Подготовка победителей. Участие в районных и республиканский соревнованиях по спортивной гимнастике – учебный год. Участие в районных и республиканский соревнованиях по спортивной гимнастике – учебный год.

Художественная гимнастика для детей: а надо ли?

Почему мамы и папы стремятся сделать из своих дочерей подобие Алины Кабаевой, Ирины Чащиной и Ляйсан Утяшевой; со скольких лет девочек нужно записывать в секцию художественной гимнастики; чем опасны интенсивные растяжки и в чем неоспоримая польза регулярных упражнений? Рамблер/Семья предлагает разобраться прямо сейчас!

Кстати, знаете ли вы, что художественная гимнастика – относительно молодой вид спорта для девочек и девушек. Высшая школа художественного движения была открыта в Санкт-Петербурге в 1913 году. «Родителями» данного спортивного направления стали артисты балета Мариинского театра. С 1980-го художественная гимнастика вошла в программу Олимпийских игр.

Художественная гимнастика – принцесса спорта

Если вы решили записать дочь в секцию художественной гимнастики, помните, что оптимальный возраст для старта – пять-шесть лет. Некоторые предпочитают начать как можно раньше – в три-четыре года. Но спешить не стоит, не лишайте малышку детства.

К тому же трехлетки слабо понимают, чего от них требуют спортивные наставники. Не исключено, что малютка будет бояться неуютного большого спортивного зала, начнет плакать на занятиях и проситься домой. А вот детки постарше более послушны, выполняют команды тренера, запоминают новые акробатические элементы и легко заводят друзей.

Опаздывать с началом тренировок тоже не стоит. Например, первоклассницам будет сложно осваивать спортивные элементы в связи с отсутствием гибкости, свойственной дошколятам. Это не значит, что девочкам от шести-семи лет и старше нужно забыть о художественной гимнастике. Можно записаться в секцию и заниматься не для достижения спортивных результатов, а в свое удовольствие, посещая одно-два занятия в неделю.

Что касается критериев отбора юных гимнасток, то здесь все зависит от нацеленности на результат. Если говорить о большом спорте, то в художественной гимнастике добьются успеха стройные высокие девочки с хорошей координацией движений и отменной памятью (гимнасткам приходится запоминать множество связок между разрозненными акробатическими элементами). Девочки, склонные к полноте, плохо управляющие своим телом, вряд ли заинтересуют тренера.

Но если речь идет о любительских занятиях, то в группу принимают «разнокалиберных» малышек: худеньких, полненьких, низеньких, высоких, гибких и «негнущихся». Некоторые родители отдают дочь в художественную гимнастику, надеясь, что регулярные занятия исправят осанку девочки, помогут ей сбросить лишний вес и сделают ее более утонченной, женственной.

Нередки случаи, когда девочки, соответствующие большинству требований, не показывают должных результатов, так как не обладают гибкостью или усердием. Как показывает практика, понять, добьется ли юная спортсменка успехов, можно уже спустя несколько недель после начала занятий. В большинстве случаев гимнастки уходят из спорта в возрасте 16–17 лет, уступая место более юным преемницам. При этом многие девушки продолжают тренироваться, но уже в другом статусе. Они могут поступать на факультет физической культуры, посвящать себя хореографии, работать фитнес-инструкторами или тренировать маленьких гимнасток в родной спортивной школе.

Вред или польза?

Художественная гимнастика – бесспорно, самый эстетичный, изящный и вдохновляющий вид спорта. Девочки и девушки в ярких купальниках с собранными на затылке пучками волос, в совершенстве владеющие своим гибким телом и исполняющие виртуозные акробатические номера, не могут не вызывать восторга у сторонних наблюдателей. И только сами «художницы» и их строгие тренеры знают, что на самом деле стоит за этой воздушной легкостью и красотой.

Безупречно отточенные, доведенные до автоматизма движения гимнасток – результат многочасовых ежедневных тренировок, которые сопровождают боль в мышцах, усталость и зачастую раздражение в результате несоответствия результатов ожиданиям.

Но все это за кадром. С виду же художественная гимнастика как нельзя лучше подходит для девочек. Однако нужно понимать, что этот спорт, как и любой другой, таит в себе опасности. Но он также способен принести ребенку неоценимую пользу.

Побочные эффекты от интенсивных тренировок:

Боль в мышцах. Примерно до семи лет гимнастки занимаются общей физической подготовкой тела, а уже после разучивают номера для выступлений на соревнованиях. В этот период акцент делается на растяжке. Ощущения при этом довольно болезненные, практически все девочки (даже самые пластичные от природы) плачут во время растяжки.

Большие физические нагрузки. Дети младшего возраста тренируются в течение пары часов в день. Но количество времени, посвященного тренировкам, увеличивается в соответствии с возрастом. Так, девочки-подростки, которые готовятся к соревнованиям, занимаются по 10–14 часов в день! Отсюда – травмы, развитие профессиональных заболеваний (у многих гимнасток проблемы с позвоночником, коленями и голеностопами), а иногда даже нервные срывы.

Диеты и голодные обмороки. Для поддержания хорошей физической формы гимнастки, особенно склонные к полноте, вынуждены урезать ежедневно потребляемые калории. Диеты очень распространены среди тех, кто готовится к очередным соревнованиям или же набрал лишние килограммы за время каникул.

О тренерах, которые запрещают своим подопечным есть, и вовсе ходят легенды. В свое время звезде российской художественной гимнастике Алине Кабаевой спортивные наставники настоятельно рекомендовали не есть после пяти-шести вечера. А ее коллега Ляйсан Утяшева вспоминала, как, доведенная до истощения тренировками и диетами, ела корм для собак.

Пропущенные школьные занятия. Как уже говорилось выше, большую часть времени гимнастки посвящают тренировкам в спортивном зале. При этом школьная успеваемость оставляет желать лучшего. И дело даже не в лени: девочки попросту не успевают готовиться к занятиям и посещать их. Самые прилежные решают задачи по математике или готовятся к лабораторной по биологии прямо в раздевалке, в перерывах между тренировками.

Это наиболее очевидные минусы занятий художественной гимнастикой. Задача родителей – держать руку на пульсе, контролировать ситуацию и помогать дочерям советом и дружеским участием.

Чем полезна художественная гимнастика:

Хорошая физическая форма. С юных лет у девочек-гимнасток формируются красивая правильная осанка и походка. Маленькие спортсменки отличаются от сверстниц подтянутыми рельефными мышцами, грациозностью, выносливостью, пластичностью. У девочек развито чувство ритма, они прекрасно двигаются практически под любую музыку. А еще гимнастки очень артистичны и уверены в себе.

Здоровье. Спорт обеспечивает гармоничное развитие растущего детского организма. По мнению врачей, регулярные физические нагрузки укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышцы. Посредством художественной гимнастики можно избавить девочку от косолапости и начинающегося сколиоза. Неоспоримо и то, что маленькие спортсменки менее подвержены простудным заболеваниям.

Закалка характера. Гимнастика обеспечивает эмоциональную устойчивость, делает ребенка дисциплинированным, целеустремленным. Девушки и женщины, которые в детстве занимались гимнастикой, в один голос твердят, что спорт закалил их характер, научил решать проблемы без лишних эмоций, добиваться целей и самосовершенствоваться.

Позитивное увлечение. Занятия спортом – один из лучших и самых доступных антидепрессантов. Дело в том, что во время тренировок в организме вырабатываются так называемые гормоны счастья – эндорфины. Кроме того, художественную гимнастику можно рассматривать в качестве интересного хобби.

Родители чувствуют себя гораздо спокойнее, когда знают, что их чадо посвящает свободное время достойному делу, а не слоняется без цели во дворе, подвергаясь дурному влиянию сверстников и старших ребят.

Пойти или не пойти: мнение родителей

«В регионах не стоит рассчитывать на глобальные спортивные успехи, здесь речь идет лишь о массовом спорте. Если родители хотят, чтобы их дети стали звездами художественной гимнастики, то нужно ехать в Москву и тренироваться там.

Художественная гимнастика – очень дорогой вид спорта: купальники стоят от 5 000, мяч – от 3 000 рублей. А еще нужно купить скакалку, обруч, ленту. При этом предметы «растут» вместе с ребенком. Также определенных финансовых затрат требуют соревнования и выезды на сборы.

В Севастополе приходится арендовать зал, так как пригодных для этого вида спорта залов у нас практически нет или же они в полуразрушенном состоянии. Поэтому родители, отдавая ребенка в художественную гимнастику, должны понимать, что расходов потребуется много», – делится мнением руководитель одной из севастопольских компаний Вячеслав Тертус, который записал свою дочь на занятия художественной гимнастикой, когда девочке было 4,5 года.

По мнению родителя, решение о том, записывать ли ребенка в секцию художественной гимнастики, мамы и папы должны принимать совместно с врачом. В первые годы тренировок нужно пристально наблюдать за дочерью, чтобы вовремя заметить возможные ухудшения самочувствия. Если художественная гимнастика очевидно вредит здоровью дочери, то можно переключиться на альтернативный вид спорта – эстетическую гимнастику, нагрузка в которой менее интенсивна.

Пойти или не пойти: мнение преподавателя

Преподаватель по хореографии, специалист-консультант сервиса «Помогатель.ру» Марина Будаева рекомендует отдавать ребенка в профессиональный спорт с четырех лет, так как в этом возрасте легче всего развиваются необходимые для гимнастики данные: выворотность, гибкость, выносливость и дисциплина.

«При хороших природных данных в любительскую группу по художественной гимнастике можно попасть до 10–12 лет. В более позднем возрасте очень трудно растянуть ребенка до необходимого уровня, а строгая дисциплина, которая бывает в гимнастике, может травмировать хрупкую психику подростка в пубертатном периоде», – отмечает эксперт.

По мнению Марины Будаевой, регулярные занятия художественной гимнастикой укрепляют иммунную систему, мышцы, суставы. Также улучшается работа сердца и кровеносных сосудов. Но все лекарства в больших количествах – это яд: чрезмерные нагрузки вредны для здоровья.

«Еще один существенный минус художественной гимнастики – девочки должны ограничивать себя в питании, чтобы выходить на ковер без грамма лишнего жира. К сожалению, зачастую такая погоня за стройностью приводит к развитию нервной анорексии, а также к диагнозу «первичная аменорея»: из-за недостаточной жировой прослойки организм не может синтезировать половые женские гормоны, и девочка начинает отставать в развитии от сверстниц», – отмечает хореограф.

Художественной гимнастикой не рекомендуется заниматься детям, у которых плохо восстанавливаются микротравмы мышц. Из-за постоянных растяжений волокна не будут успевать восстановиться, и тренировки превратятся в пытку.

«Кроме того, я бы не рекомендовала занятия художественной гимнастикой детям с чувствительной психикой. Можно обратить внимание на такие виды спорта, как синхронное плавание, фигурное катание, бальные танцы», – советует Марина Будаева.

И напоследок – совет для мам и пап: прежде чем записать ребенка в секцию художественной гимнастики, поинтересуйтесь, насколько ему интересен этот вид спорта. Если ваша малышка не хочет делать упражнения, никакие уговоры не помогут. В ином случае, когда девочка любит художественную гимнастику, интенсивно тренируется и грезит спортивными достижениями, поддерживайте ее увлеченность и не забывайте говорить о том, как гордитесь ею. Пусть спорт будет в радость!

Пойти или не пойти: мнение психолога

По данным психолога, доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии НОУ ВПО «Московский институт психологии» Елены Конеевой, отбор для спортивных занятий начинается с семи лет. На любительском уровне художественной гимнастикой можно начинать заниматься до окончания благоприятного (сенситивного) периода развития гибкости – до 11–14 лет.

«В некоторых школах художественная гимнастика проводится третьим уроком физической культуры, даже в старших классах. Поскольку этот вид гимнастики чисто женский, то в числе плюсов от занятий – формирование осанки, грации, музыкальности, танцевальной и хореографической подготовки. Чтобы сохранять изящные формы, девочек с первых дней занятий приучают есть полезную пищу, и эта привычка остается у них на всю жизнь», – подчеркивает Елена Конеева.

Единственный минус для тех, кто занимается художественной гимнастикой, по мнению эксперта, возникает на этапе достижения высшего спортивного мастерства. Участие в соревнованиях международного уровня приводит к перегрузкам, переутомлению, перенапряжению, которые, в свою очередь, могут привести к травмам.

Что касается финансовых расходов родителей, чьи дочери увлекаются художественной гимнастикой, то, как отмечает Елена Конеева, если ребенок проходит отбор в спортивную школу, то занятия там бесплатные. Занятия в секции при школе или клубе обойдутся в 5 000 рублей в месяц.

И напоследок – совет для мам и пап: прежде чем записать ребенка в секцию художественной гимнастики, поинтересуйтесь, насколько ему интересен этот вид спорта. Если ваша малышка не хочет делать упражнения, никакие уговоры не помогут. В ином случае, когда девочка любит художественную гимнастику, интенсивно тренируется и грезит спортивными достижениями, поддерживайте ее увлеченность и не забывайте говорить о том, как гордитесь ею. Пусть спорт будет в радость!