природные явления вред и польза

Содержание

http://fb.ru/misc/i/gallery/43104/1539501.jpg

Солнечный блик: польза и вред оптического природного явления

«Солнечные блики, рассветы и туманы. » — эти прекрасные слова песни переносят мысли на летний луг, где играет радужно роса, искрятся в озере солнечные лучи. Поутру просыпается природа и благодарит за свет и тепло основной источник жизни – Солнце. Мы принимаем его свет и тепло как само собой разумеющееся явление, а солнечные зайчики на воде и в лужах способны поднять настроение. Как получается солнечный блик? Знаете ли вы, чем полезны солнечные «зайчики» и чем опасны? Спросим у специалистов.

Солнечный блик из космоса

Оптическое явление, когда солнечный свет отражается от поверхности воды под таким же углом, под каким смотрит на эту же поверхность камера датчика из спутника или космического корабля, приводит к тому, что солнечный блик окрашивает водоем в необычные светящиеся оттенки. Течения и волны водоемов, которые постоянно находятся в движении, рассеивают лучи светила в разных направлениях, и фотографии водной поверхности получаются размытыми хаотичными полосами света. Кому-то это явление доставляет сложности, например океанологам, которым непослушные солнечные зайчики мешают рассмотреть на космических снимках нахождение фитопланктона и реальный цвет океана. А есть ученые, которые «играют» с бликами солнца с удовольствием.

Солнечные зайчики на службе человека

Исследователи атмосферных явлений и погодных условий дружат с таким явлением, как солнечные блики. Фото водоемов, с которыми «поиграло» солнце, дают возможность выявить гравитационные волны и атмосферную циркуляцию воздуха над океанами, которые обычно скрыты от глаз. Размытые места на фотографиях из космоса, которые создали блики, позволяют узнать о местах зарождения ветров и их направлениях. Еще одну пользу из этого явления извлекли ученые. Солнечные блики, отраженные от разлитых на воде пятен нефти, помогают точно определить их места. Это позволяет обнаружить их независимо от происхождения: природного или антропогенного.

С солнцем осторожно!

Ласковое и доброе солнышко может оказаться злым и опасным, если вести себя с ним неправильно. Много уже сказано о том, как защищать кожу от ультрафиолета, а ведь веселый солнечный блик может быть опасен и для глаз. Острый ожог роговицы глаза часто получают при катании на лыжах, полетах на дельтаплане над водоемом, при занятиях серфингом и просто купаясь при ярком солнце. Если смотреть на солнце, находящее в зените, можно получить ожог сетчатки. Отражение лучей от воды или белоснежной поверхности оказывает двойное воздействие, в результате глаза сильно слезятся, появляется резкая боль, бывает, что некоторое время просто невозможно смотреть. Проходит все быстро и так же быстро забывается. Этим и опасен солнечный ожог. Постоянное такое воздействие постепенно убивает ткани, повреждает сетчатку и роговицу, ведет к развитию катаракты.

Жители экваториальных стран, особенно живущие у моря, особенно подвержены этому явлению, повреждение глаз носит у них хронический характер. «Изношенные» глаза здесь имеют место уже к 30-35 годам. Глаза нужно защищать от бликов правильно подобранными солнцезащитными очками.

Смотреть на солнце вредно? Полезно!

Вместе с тем офтальмологи активно применяют для оживления глаза метод фотостимуляции. Он основан на том, что на глаз воздействуют направленным пучком света. Так же действует и солнечный свет, но яркий и не слишком сильный. Лучшее время созерцать солнечные блики — рассветы и закаты, когда свет его еще не яркий. Еще один способ — смотреть на солнце закрытыми глазами. Как это действует? Под действием света оживляются и ускоряются все процессы в сетчатке и во всем организме: ускоряется обмен веществ, расширяются сосуды, активизируется работа нервных окончаний и головного мозга.

Люди часто любят смотреть на огонь – это зрелище завораживает и успокаивает. Еще одна польза такого занятия заключается в том, что мерцающий и пульсирующий свет действует на глаза как бесконтактный массаж.

Это нужно знать

Несколько научно доказанных фактов помогут сохранить хорошее зрение:

  • Самое опасное воздействие на глаза солнечные блики оказывают не летом, а весной и осенью.
  • Самое неблагоприятное для глаз время — с 10 до 16 часов.
  • Особенно опасно яркое мерцание для малышей, а ведь их глаза около воды мало кто защищает. Малыш не всегда рад очкам, его защитит широкополая панамка. Загорать и купаться ему лучше с утра и вечером.
  • Любуйтесь бликами на воде в очках.
  • Чем выше место над уровнем моря, тем опаснее воздействие яркого солнца на глаза.

http://nsc.1september.ru/7.jpg

Необычные природные явления

Окружающий мир

Тема. «У природы нет плохой погоды?! Необычные природные явления».

Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при них, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку.

Учебные материалы. Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (авт. О.Т. Поглазова); выставка книг и периодической печати по теме; памятка «Штормовое предупреждение»; воздушный шарик; фонарик; аудиозапись (шум дождя); иллюстрации: город, горы, село, лес и т.д.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем обобщить наши знания о необычных природных явлениях и узнаем, как защитить себя, свою жизнь, уйти от опасности.

III. Знакомство с новым материалом

У. Каждый день, собираясь выйти на улицу, мы смотрим в окно, чтобы узнать, какая сегодня погода. А что такое погода?

Дети. Состояние воздушных масс в данном месте в определенный период времени.

У. Где мы фиксируем состояние погоды?

Д. В рабочей тетради № 2, на с. 6.

У. Чем характеризуется погода?

Д. Облачностью, температурой, осадками, ветром.

У. Отгадайте загадку:

Рукавом махнул –
Дерево погнул.

У. Что такое ветер? Чем он характеризуется?

Д. Это движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением.

У. Направление и сила ветра обозначаются вот так.

сильный
более 15 м/с (54 км/ч)

– Ветер – это хорошо или плохо?

Выслушиваются ответы детей.

– В классе мы можем получить ветер? Как?

Д. Открыть окно и двери, включить вентилятор, подуть, помахать тетрадкой.

У. Часто мы спорим о силе ветра. Специальных приборов у нас нет. Как же точнее определить силу ветра?

Д. Послушать прогноз погоды.

У. Сила ветра измеряется в баллах. За 0 баллов берут полный штиль (спокойное море). В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра.

Шкала силы ветра

Название

Баллы

Скорость, м/с

Признаки

Качаются тонкие деревья

Качаются толстые деревья

Стволы деревьев сгибаются

Черепица и трубы срываются

Деревья вырываются с корнем

– Воспользуйтесь этой шкалой и определите силу ветра сегодня. Как вы это сделали?

Д. Качаются тонкие деревья. Такой ветер называют свежий бриз.

У. Этой шкалой пользуются до сих пор. Это очень удобно, потому что по описанным признакам довольно точно, без приборов можно определить силу ветра. Какие ветры могут причинить вред человеку?

Д. Бури, ураганы, смерчи.

У. Бури, ураганы и смерчи – чрезвычайно сильное и быстрое, большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Бури бывают шквальные, пыльные и беспыльные.
Шквальные бури внезапно начинаются и внезапно заканчиваются. Имеют огромную разрушительную силу. В России бывают в европейской части, на море и на суше.
Пыльные (песчаные) бури переносят частицы песка или почвы (чаще бывают летом, а весной – в бесснежные зимы). «Сжигающие без огня» – так люди называют эти злобные ветры. Из-за них растения блекнут, засыхают, погибают. Часто они бывают в нашем крае. Очень сильные пыльные бури были летом 2004 года.
Беспыльные (снежные) бури приносят меньше разрушений.
О чем следующая загадка?

Все ломаю, все срываю,
Ничему пощады нет!

У. Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Его скорость превышает 120 км/ч. Живет и двигается ураган около 9–12 суток. Синоптики присваивают ему имя, чтобы удобнее было с ним работать. По разрушительной силе близок к землетрясению. Зарождаются ураганы в океанических просторах в августе – сентябре.
Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.
Циклоны, смерчи – вертикальные вихри. Слово смерч русское, оно происходит от слова сумрак, то есть «мрачная грозовая обстановка».
Смерч – гигантская воронка, внутри которой низкое давление. В нее засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. При его приближении слышится гул. Двигаются смерчи со скоростью 50–60 км/ч. Они недолговечны: длятся секунды или минуты, очень редко – десятки минут.
Откройте учебники на с. 31. Прочитайте текст самостоятельно. Рассмотрите фото на с. 31.

Дети рассматривают фото из космоса – смерч и циклон.

– Какие разрушения приносит ураган?

Д. Разрушает здания.
– Вырывает с корнем деревья.
– Сносит легкие строения.
– Обрывает провода.
– Повреждает мосты, дороги.

У. 26 августа 2001 года в Сочи был водяной смерч. При этом один человек погиб, трое были госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, примерно 30 оказана медицинская помощь. У зданий повреждены крыши, в 150 – разбиты стекла; повалены деревья, нарушено электроснабжение.
Можно ли остановить воздушную стихию? Как себя защитить?

Выслушиваются ответы детей.

– Синоптики изучают погодные условия, и чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. У вас на партах лежат памятки «Что делать, если поступило штормовое предупреждение». Давайте познакомимся с ними.

1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.
3. Отключите газ и электричество.
4. Уберите с балкона (со двора) предметы, которые могут быть унесены ветром.
5. Из легких зданий перейдите в более прочные или в убежища Гражданской Обороны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше в подвал.
7. Держитесь подальше от берега моря и рек.
8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.

IV. Игра-соревнование

Класс делится на три команды. Вариант ответа обсуждается в команде, отвечает капитан.

1. Можно ли остановить ураган?
2. Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку?
3. Какая служба следит за образованием и продвижением ветра?
4. Что такое ветер?
5. Какие ветры могут привести к разрушениям?
6. Можно ли во время разгула воздушной стихии прятаться на чердаке?
7. Где лучше спрятаться?
8. О каких ветрах говорят: «сжигающие без огня»? Почему?

У. Дома вклейте памятку в рабочую тетрадь. Что нового вы узнали? Нужны ли вам в жизни эти знания? Ветер приносит пользу или вред?

V. Физкультминутка

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. С движением воздушных масс связано еще одно природное явление. Послушайте загадки:

Сверкнет, мигнет,
Кого-то позовет.

Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А верную спутницу мою
Всякий может видеть,
Но никто не слышит.

Справа блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.

– Как же называется это явление?

Д. Это гроза. Во время грозы мы видим молнию и слышим гром.

У. Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Оно связано с развитием кучево-дождевых облаков и со скоплением в них большого количества электричества.
Молния – электрический разряд.
Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь (ливень).
Закройте глаза и представьте: лето. Сильно печет солнце. В воздухе накапливается влага. Тихо и душно. На горизонте скапливаются кучево-дождевые облака. Они быстро надвигаются и занимают все небо. Ветер дует порывами, меняет направление, усиливается, поднимает тучи пыли. Он срывает листья, ломает ветки деревьев. С неба обрушивается стена проливного дождя с громом и молниями.
Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии?

У. Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.
Молнии – это электрические разряды, громадные искры между разноименно заряженными участками грозовых облаков. Температура внутри области молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний.
Откройте учебник на с. 30–31 и прочитайте правила поведения во время грозы.

На доске – рисунки:

горы, город, село, луг, озеро, лес, одиноко стоящее дерево

– Посмотрите на доску, посовещайтесь с соседом. Где опаснее во время грозы: в городе или сельской местности?
Гроза застала вас в горах, в лесу, на лугу, на берегу водоема. Ваши действия? Чья пара предложит свое решение? Кто согласен, а кто не согласен?

На доске – рисунки:

Молнии притягивают высокие объекты (шпили высоких домов, церкви, мачты, антенны); вода; одиночные деревья на ровных местах.

У. Треть всех погибших от молний людей находились под деревьями. Ученые заметили, что не все деревья одинаково поражаются молниями.
Нужно ли знать, как вести себя во время грозы? Для чего? Можно ли остановить грозу? Опасна ли гроза для человека? Как себя защитить?

VII. Итог урока

У. О чем мы говорили на уроке? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях?

Д. Не паниковать.

У. Сможете ли вы использовать новые знания в жизни?

VIII. Домашнее задание

У. Дома прочитайте памятку еще раз с родителями. В учебнике повторите материал на с. 30–31.
Спасибо вам за активную работу. Я думаю, что теперь вы сможете грамотно вести себя во время грозы.

Примечание. При написании работы использованы материалы дистанционных курсов повышения квалификации ИД «Первое сентября»: Тихомирова Н.Ф. «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром».

Существует много природных явлений, которые приносят пользу человеку (например, дождь для сельского хозяйства, холодные океанические течения, изобилующие. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемnashaucheba.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Существует много природных явлений, которые приносят пользу человеку (например, дождь для сельского хозяйства, холодные океанические течения, изобилующие.» — Транскрипт:

2 Существует много природных явлений, которые приносят пользу человеку (например, дождь для сельского хозяйства, холодные океанические течения, изобилующие рыбой — пищей для человека). Но в природе есть и другие явления, последствия которых могут быть очень опасными для человека, например, землетрясения и цунами. Необходимо признать, что опасность, связанная с природными явлениями, продолжает возрастать в связи с ростом населения на земном шаре: опасности подвергается все большее количество людей, многие из которых проживают компактно в больших городах с населением более 5 млн. человек (например, Токио, Япония; Лима, Перу). Землетрясения так же неизбежны, как и погода. Подобные процессы наблюдаются даже на Марсе и на Луне. Согласно сообщениям сейсмологов у нас на Земле каждый год происходит около двух миллионов землетрясений, которые можно почувствовать, около тысячи землетрясений, которые могут разрушить дымоходы, и приблизительно дюжина землетрясений, способных вызвать катастрофические последствия. Особенно тяжелые последствия для человека имеют сильные землетрясения с гипоцентром в море. Когда такое случается, могут возникнуть большие волны, которые распространяются с большой скоростью через океан и могут вызвать большие разрушения и гибель людей не только в области очага землетрясения, но и вдоль побережий, расположенных за тысячи миль от очага возникновения волны.

3 Для лучшего понимания опасных природных явлений необходимо иметь представление о форме, размере и внутреннем строении планеты Земля, на которой мы живем. Как мы знаем. Земля является лишь одним из многих миллионов космических тел во Вселенной. Важнейшим отличием Земли от других планет является то, что она одна из немногих, а возможно и единственная, на которой природные условия позволяют существование животного и растительного мира, а, следовательно, и человека. Наличие жизни на нашей планете возможно главным образом потому, что температуры на поверхности Земли способствуют нахождению воды в жидком состоянии, что является обязательным условием для жизни. На других планетах температура или очень высокая, или очень низкая, там нет воды в жидкой фазе, и поэтому невозможно развитие любой формы жизни.

4 По форме Земля представляет собой сжатый сфероид, сплющенный на полюсах. Приближенно в качестве формы Земли принимают эллипсоид вращения (сфероид). Размеры Земли: экваториальный радиус = км; полярный радиус = км; длина окружности по экватору км. Сплюснутость Земли объясняется центробежными силами, возникающими при ее вращении. Возникающие в результате вращения силы имеют и другие последствия, в том числе влияют на глобальную картину распределения ветров в атмосфере, течении в океанах и потоков вязкого вещества в недрах Земли

5 Океаны и материки Большую часть поверхности Земли занимают океаны. Более 70% поверхности планеты покрыто океанами, а в Южном полушарии океаны занимают почти 85 % общей поверхности. Самым большим океаном на Земле является Тихий океан, занимающий более трети всей поверхности планеты; его мощные морские течения в значительной степени определяют климат в мире. Он также является и самым глубоким океаном. Его средняя глубина на 200 м больше, чем средняя глубина мирового океана, равная м. И именно в Тихом океане, в силу его размеров и геологического строения дна океана, происходит большинство землетрясений и цунами в мире.

6 Если бы из бассейнов океанов удалить всю воду, взору открылась бы картина системы хребтов и возвышенностей, характерных для всего Земного шара, с глубоководными бассейнами между хребтами и материками. Самые глубокие участки дна океанов находятся не в середине океанов, как можно было бы предположить, а ближе к материкам и островным дугам. Рельеф дна океана Самое глубокое место во всех океанах — Чэлленджер Дип. Оно находится в Марианском желобе в западной части Тихого океана. Здесь глубина превышает метров. Это на 1600 метров больше высоты горы Эверест, высочайшей вершины мира. В середине океана глубина меньше из-за срединно-океанических хребтов. Эта картина аналогична картине крупных горных цепей на суше, которые (за исключением Гималаев и нескольких других горных цепей) находятся не в середине материковых массивов, а ближе к краям недалеко от глубоководных океанических желобов. Таким образом, наибольшие изменения в вертикальной плоскости как на материках, так и в океане происходят в узкой зоне земной коры.

7 Землетрясение- это тектонические деформации земной коры или верхней мантии, происходящие вследствие того, что накопившиеся напряжения в какой-то момент превысили прочность горных пород в данном месте. 1.Гипоцентр, или очаг, — определенный объем горных пород, внутри которого осуществляются неупругие деформации и происходят разрушения пород. Это не точка, а некоторое пространство, объем, формы и размеры которого могут быть самыми различными. 2.Эпицентр — проекция гипоцентра на земную поверхность, поэтому следует иметь в виду, что нередко карты распределения эпицентров создают не совсем правильную картину связи землетрясений с поверхностной геологической структурой, особенно в случае наклонных разрывов типа надвигов с гипоцентром на большой глубине. 3.Интенсивность — это внешний эффект землетрясения на поверхности Земли, который выражается в определенном смещении почвы, частиц горных пород, степени разрушения зданий, появлении трещин на поверхности и т.д. В настоящее время в России используется шкала интенсивности землетрясений «MSK-64», названная так по заглавным буквам фамилий авторов: С.В. Медведев (СССР), В. Шпонхойер (ГДР), В. Карник (ЧССР). Рис. 1. Очаг и изосейсты землетрясения

8 Изосейсты-линии, соединяющие точки (пункты на местности), в которых землетрясение проявилось с одинаковой интенсивностью. Плейстосейстовая область — место на поверхности Земли, располагающееся непосредственно над гипоцентром, или очагом землетрясения, т.е. это как бы проекция очага на поверхность. Естественно, что интенсивность землетрясения уменьшается в сторону от плейстосейстовой области, однако это уменьшение зависит от многих факторов: формы и глубины очага, геологической структуры, состава и степени метаморфизма горных пород, уровня залегания грунтовых вод и т.д. Поэтому изосейсты на поверхности могут иметь самые причудливые очертания, а отнюдь не правильные круги. Магнитуда (М)-логарифм отношения максимального смещения частиц грунта (в микрометрах) А 1 при данном конкретном землетрясении к некоторому эталонному очень слабому смещению грунта A 2 : Магнитуда — это безразмерная величина, и она была предложена в 1935 г. американским геофизиком Ч. Рихтером. Шкала, созданная им, широко используется в сейсмологии и изменяется от 0 до 8,8 при самых сильных катастрофических землетрясениях. Магнитуда отличается от интенсивности. Так, например, Ташкентское землетрясение 1966 г. было силой в 8 баллов, М-5,3; Ашхабадское 1948 г.-10 баллов, М-7,3. Энергия (Е) землетрясений — это та величина потенциальной энергии, которая освобождается в виде кинетической после разрядки напряжения в очаге и, достигая поверхности Земли, вызывает ее колебания. Распространяется энергия в виде упругих сейсмических волн. Энергия землетрясения вычисляется в джоулях. Формула Б.Б. Голицына, известного русского сейсмолога, для вычисления энергии землетрясений выглядит следующим образом:, где V — скорость распространения сейсмических волн, P — плотность горных пород, а — амплитуда смещения, -Т — период колебаний.

9 Глубиной очага землетрясений (h) называется расстояние от поверхности Земли по нормали до гипоцентра, или очага. Существуют разнообразные методы определения глубины залегания очагов. Один из таких методов был предложен С. В. Медведевым: — площадь, ограниченная п-ой изосейстой, -площадь, ограниченная следующей изосейстой по радиусу от эпицентра. Глубины очагов землетрясений могут быть очень разными — от первых километров до км. Однако подавляющее количество землетрясений (около 90 %) приурочено к интервалу до км. Гипоцентры: Крымских землетрясений располагаются между 15 и 30 км, хотя есть и более глубокие; на Кавказе — в пределах верхней части земной коры, но в отдельных случаях превышает 100 км; в районе Курильской островной дуги — до глубины 300 км и более; Основная масса гипоцентров сосредоточивается в интервале до 100 км, а далее вглубь их зарегистрировано гораздо меньше, причем отдельные очаговые группы разделены асейсмическими участками. Наиболее глубокие очаги зафиксированы на глубинах км, где энергетический класс землетрясений заметно слабеет.

10 Глубокофокусные землетрясения. Большинство землетрясений происходит на глубине до 70 километров от поверхности Земли, меньше до 200 километров. Но бывают землетрясения и на очень большой глубине. Например, подобное землетрясение произошло в 1970 году с магнитудой 7.6 в Колумбии на глубине 650 километров. Иногда очаги землетрясения регистрируются и на большой глубине — более 700 километров. Максимальная глубина гипоцентров километров зарегистрирована на территории Индонезии в 1933, 1934 и 1943 годах. Везде, где глубокие землетрясения случаются достаточно часто, они «вырисовывают» условную наклонную плоскость, названную по именам японского и американского сейсмологов зоной Вадати — Беньеффа. Она начинается вблизи земной поверхности и уходит в земные недра, до глубин порядка 700 километров. Зоны Вадати — Беньеффа приурочены к местам, где сталкиваются тектонические плиты — одна плита подвигается под другую и погружается в мантию. Зона глубоких землетрясений как раз и связана с такой опускающейся плитой.

11 Обвальные землетрясения. Они происходят из-за того, что под землею существуют пещеры. Из-за вымывания известковых пород подземными водами образуются карсты, более тяжелые породы давят на образующиеся пустоты и они иногда обрушаются, вызывая землетрясения. В некоторых случаях, за первым ударом следует другой или несколько ударов с промежутком в несколько дней. Это объясняется тем, что первое сотрясение провоцирует обвал горной породы в других ослабленных местах. Подобные землетрясения называют еще — денудационными. Сейсмические колебания могут возникать при обвалах на склонах гор, провалах и просадках грунтов. Хотя они носят локальный характер, но могут привести и к большим неприятностям. Сами по себе обвалы, сходы лавин, обрушение кровли пустот в недрах могут подготавливаться и возникать под воздействием различных, достаточно естественных факторов. Вулканические землетрясения. Одно из самых интересных и загадочных образований на планете — вулканы (название произошло от имени бога огня — Вулкан) известны как места возникновения слабых и сильных землетрясений. Вулканическая деятельность сопровождается целым рядом природных явлений, в том числе взрывами огромных количеств пара и газов, что сопровождается сейсмическими и акустическими колебаниями. Движение высокотемпературной магмы в недрах вулкана, сопровождается растрескиванием горных пород, что в свою очередь также вызывает сейсмическое и акустическое излучение. Тектонические землетрясения. Большая часть всех известных землетрясений относится к этому типу. Они связаны с процессами горообразования и движениями в разломах литосферных плит. Техногенные — антропогенные землетрясения. Эти землетрясения связаны с воздействием человека на природу. Проводя подземные ядерные взрывы, закачивая в недра или извлекая оттуда большое количество воды, нефти или газа, создавая крупные водохранилища, которые своим весом давят на земные недра, человек, сам того не желая, может вызвать подземные удары.

13 Для большинства землетрясений с глубиной очага не более 70 километров упругие волны возникают в результате разлома участка земной коры. Напряжение в горной породе на данном участке превышает предел прочности на разрыв и поэтому в породе образуется трещина, появляется разрыв, который обычно называется «разломом». В результате возникновения этого разлома образуются сейсмические волны. Если бросить камень в воду (например, в пруд), можно наблюдать волны, расходящиеся от точки соприкосновения камня с поверхностью воды; но эти волны также распространяются и в толще воды, расходясь от той же точки. Что-то похожее происходит и во время землетрясения. От очага или места разрыва земной коры расходятся волны упругих колебаний во всех направлениях внутри и по поверхности Земли.

14 Разлом можно охарактеризовать как относительное перемещение блоков земной коры: Как только напряжение превышает величину предела прочности на разрыв горных пород в данном месте (т.е. образуется разлом), возникают сейсмические волны трех основных типов: 1.Волна сжатия — растяжения, Р — волна. Эта волна представляет собой звуковую волну. Ее еще называют продольной волной. 2.Поперечная волна, или волна сдвига, или S — волна. Эта волна аналогична световой волне или поперечным колебаниям струны. Скорость распространения волн Р и S зависит от плотности и упругости горных пород, через которые они проходят. 3.Поверхностные волны, L-волны. В них заключается большая часть волновой энергии, они называются поверхностными, потому что они распространяются вблизи поверхности Земли.

15 Есть два типа поверхностных волн: 1.Наиболее быстрая из двух — это волна сдвига, известная как волна Лява (Lq), названная так в честь физика, который разработал ее теоретическую концепцию, или как G-волна, названная в честь сейсмолога Гутенберга, который обнаружил и исследовал наличие этой волны на сейсмограммах. Движение частицы поперечно направлению распространения волны и происходит только в горизонтальной плоскости, как показано на представленных здесь рисунках. В этой волне нет вертикальной составляющей. 2.Вторым типом поверхностной волны является волна Рэлея (Lr), названная так в честь физика, который разработал теоретическую концепцию этой волны. Эта волна прибывает вскоре после поверхностной волны сдвига, так как ее скорость составляет 0,92 от скорости волны сдвига. В волне Рэлея частица грунта совершает возвратное движение по эллиптической орбите в вертикальной плоскости вдоль направления распространения волн, как показано на рисунках. Распространение сейсмических волн

16 Слои земли Земля имеет центральное ядро, а верхняя граница ядра находится на расстоянии километров от поверхности Земли. Так как радиус Земли составляет км, то радиус ядра равен км. Благодаря этим и другим исследованиям (Датский сейсмолог Инге Леманн в 1936 г. обнаружила существование твердого внутреннего ядра Земли) было доказано, что Земля состоит из четырех основных слоев или геосфер, как показано на рисунке 1.Земная кора. Это верхний слой, на котором мы живем. Он состоит из твердых горных пород. Его глубина варьирует от 5 до 60 км. В качестве среднего показателя для всей планеты толщина земной коры принята равной 33 км, а среднее значение плотности составляет 2,67 грамм на кубический сантиметр (г/см3). Скорости сейсмических волн в земной коре составляют 6,0 — 6,5 км/с для продольной волны Р и 3,5 — 3,7 км/с для S волны. 2.Мантия. Этот слой простирается от основания земной коры на глубину 2900 км ; Мантия разделена на два участка: верхняя мантия от основания земной коры до глубины 700 км и нижняя мантия от этой глубины до границы ядра. В верхней мантии на глубине в первые 200 км скорость волн постепенно увеличивается, а затем идет уменьшение скорости S-волны. В нижней части верхней мантии на глубинах от 300 до 700 км отмечено резкое увеличение скорости сейсмических волн. В нижней мантии скорости волн Р и S увеличиваются медленнее по мере увеличения глубины. 3.Внешнее ядро, расположенное на глубине между и 5000 км ведет себя как жидкое тело, поэтому S волны не проходят через эту зону. (Плотность материала внешнего ядра равна примерно 10,0 г/см 3.) 4.Внутреннее ядро, радиусом, считается твердым. В нем скорости сейсмических волн возрастают. Через внутреннее ядро проходят как волны Р, так и волны S. (Плотность материала внутреннего ядра примерно равна 12,5 г/см 3.) Внутреннее строение Земли

17 Животные предупреждают о землетрясениях Правительственная организация в Китае сообщила о странном поведении животных, которое наблюдалось за несколько часов до землетрясения. Коровы, овцы, мулы и лошади не хотели заходить в стойла и загоны. Крысы выбегали из домов. Впавшие в зимнюю спячку змеи просыпались и выползали из нор. Голуби постоянно летали в воздухе и не возвращались в свои гнезда. Кролики поднимали уши, беспорядочно прыгали, натыкались на предметы. Рыбы выпрыгивали из воды. Не только в Китае было замечено странное поведение животных. Поздним вечером 6 мая 1976 года в небольшом городке в Италии произошло землетрясение. Перед самым землетрясением птицы в клетках хлопали крыльями и испуганно чирикали. Мыши и крысы бегали по кругу. Собаки лаяли и выли. Возможно, животные чувствовали приближение землетрясения? В течение многих лет сельские жители в различных регионах Земли рассказывали о странных изменениях в поведении животных накануне землетрясений. Ученые Китая стали одними из первых, кто решил, что эти изменения можно объяснить с научной точки зрения. Они даже предположили, что животные в зоопарках смогут предупреждать людей о предстоящем землетрясении. Ученые во многих странах пытаются найти причины такого странного поведения животных. Они выдвинули несколько предположений: Небольшие изменения в магнитном поле Земли. Повышенная электрическая активность (более интенсивное электрическое поле) в атмосфере. Незначительные изменения в давлении воздуха. Изменения в уровне шума. Газ, выделяющийся из недр Земли. Когда ученые найдут причины странного поведения животных, они смогут предсказывать землетрясения за несколько часов до того, как они произойдут.

http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/46/61/4661768d65c3d9ccf1f54bea090974ba.jpg

Для чего нужен град?

Всё в природе устроено гармонично. Какую пользу несёт град во время грозы? Или это явление из разряда «случайных» на нашей планете?

град нужен для нанесения урона по местам

благодаря своей способности поражать значительные площади единовременно

  • град же как и любое природное явление

возникает он достаточно прозаично. солнце нагревает территорию горячий воздух устремляется вверх ,там где прохладно он начинает подниматься ишшо быстрее на разнице температур выпадает конденсат который замерзает но восходязие потоки его выносят все еще вверх. чем сильнее солнышко нагрело поверхность тем мощнее восходящий поток и тем более высоко он поднимает конденсат . капли которого смерзаются в градины .

градины смерзаются друг с другом пока не станут такой массы

истории известны случаи когда градины весили несколько киллограмм.Рекорд вроде 12 кг.

«В природе все устроено гармонично»? Подводное землетрясение или извержение подводного вулкана , получите люди добрые цунами . Тайфун или торнадо , сметающий все на своем пути : нечего расслабляться ,улучшайте качество строительства жилья. Океанские шторма ,губящие корабли с командами моряков и пассажирами. Землетрясения , такие как в Ашхабаде или Спитаке (да много подобных), Помпеи ,похороненные под вулканическим пеплом вместе с жителями и т.д. и т.п. Плакать хочется от подобной «гармонии» ,мне наоборот кажется ,что природа испытывает человека на прочность , подкидывая стихийные бедствия.Не слишком ли длинен ряд «случайных» явлений на нашей планете?

По поводу града — в высших слоях атмосферы , где формируются грозовые облака слишком низкая температура и вода из жидкого состояния переходит в твердое (образуются градины — замерзшие капли воды) , а когда начинается выпадение осадков в процессе грозы ,эти градины падая не успевают растаять ,то есть перейти обратно в жидкую форму и упасть на Землю в виде дождевой воды ,так и падают ледяными комочками.Какое же это «случайное явление»? Чистые законы физики и математический расчет , сколько потребуется времени ,какая должна быть температура воздуха и высота с которой падают осадки , чтобы капля воды определенной массы успевала или не успевала перейти из твердого состояния в жидкое. Град — замерзший дождь , а пользу приносимую дождем Вы ,видимо, знаете.Хотя ,как утверждают некоторые ,проливные дожди привели к всемирному потопу , да и сейчас наводнения ,вызванные проливными дождями — это стихийное бедствие. Так что ,утверждение , что «все в природе устроенно гармонично » ,лично я ,считаю очень спорным.